Пришёл ко мне #14 как-то, поздоровкалси и слово молвить начал. Нецензурное такое слово, и не одно. Говорит: «Пиши, мол, статью, бусурман! Да такую, чтоб интересно было всем почитать и чтоб позлободневнее». Я хотел, было, про индекс Доу-Джонса заметку черкануть, но интуиция упорно подсказывала, что это не то. Подумал я, репу почесал… и решил… Решил, что про неформалов напишу. Хотел, правда, было по случаю наступающей по всем фронтам весны написать что-то о Любви, сексе, взаимоотношениях полов и прочих мрачно-весенних онанистических раскладах.
Однако, к моему большому неудовольствию, тему секса и морального онанизма начали усиленно трогать в «Болтах и Гайках» (если кто не знает, то это как журнал Times, только самодельный и в Харькове). Там же, кстати, мною была обнаружена критика в адрес нашего журнала [НЕФОРМАТОР - прим. автора] в общем и моей статьи «Generation LOST» в частности. Но, этих фриков и маленьких паскудников мы оставим на сладенькое.
А пока осветю тему нефоров. Она, вроде, как и банальная, замусоленная и уже давно тебе, читатель, не интересная, но я попробую взглянуть на неё под качественно новым углом зрения. Прочтя эту статейку, ты поймёшь, что не всё с нефорами так гладко, ясно и определённо, как кажется на первый взгляд…
Перед написанием этой статьи я долго думал, пытаясь найти определение нефорам, а потом уже от него плясать. Хотел выяснить, какими основными определяющими качествами и прочими ТТХ (тактико-технические характеристики) должен обладать неформал. Проще говоря, почему он неформал, а Колян из соседнего подъезда нет. Не думал, я не думал, что это будет настолько сложно. Не ожидал.
Я сразу абстрагировался от одежды и атрибутики. Косухи, феньки, футболки и логотипы любимых нефорами групп отбросил сразу. Почему? Потому что задал себе вполне резонный вопрос: «Почему вот Петя слушает КиШ и ходит в футболке КиШ, с рюкзаком КиШ и он нефор, а моя знакомая, которая Бритни Спирс любит даже больше, чем старушки бразильские сериалы, и носит футболку с Бритни, трусы с Бритни, и даже говорят прокладки у неё с… Хм, простите… Так вот, почему эта, извиняюсь за выражение, бритнифилка неформалкой не является?»
Вы можете сказать, что, мол, сравнил божий дар с яичницей, но тут уж извините, каждому своё. Да и не все нефора слушают рок, рок и только рок, мать вашу за ногу, сэр. Многие совмещают рок-музыку с множеством других стилей, но меньшими неформалами от этого не становятся.
![]() |
Я вот, например, в бытность нефором, слушал с одинаковым удовольствием как рок, так и трип-хоп, и brutal rave, и rap-core и некоторой POPой тоже не брезговал (если кто скажет, что Sting или Peter Gabriel – это голимые попсари, ей богу в морду плюну!). |
Вы скажете, что нефора слушают рок больше, чем другие стили. А вы что меряли стояли кто чё слушает и сколько? Да в музыке многих команд иногда ОООЧЕНЬ трудно провести грань между роком и не роком. Вон тот же Radiohead взять или Ленинград. Да и нефор может слушать не-рок, но быть нефором, а кто-то может слушать рок, но неформалом не являться.
И опять же к одежде. Если нефор не носит столь любимый пионерами Прикид (перефразируя классика: «Прикид – это звучит гордо! Хаер – не менее гордо звучит»), а по долгу службы либо по каким-то иным соображениям одевается как полный цивил?... Так что его теперь из неформалов исключать? Летов вон вообще футболки с телепузиками таскает, а БГ-неформальский идол 80тых в костюме-тройке щеголяет, и что?
Получается, что одежда с музыкой на неформалов влияют, но это не основные критерии неформальства. Остаётся Идея и само Движение… Вот тут-то и начинается самое интересное.
Рок-движение в Харькове присутствует только в качестве видимости. Это тяжело признать, но думаю стОит. Сдвигов этого самого Движения с мёртвой точки почему-то не видно, сплошная инерция и затухание.
Примеры? Пожалуйста.
До того, как появился наш «Неформатор» в Харькове существовал только один d.i.y-zine. Вы только вдумайтесь, один! Да и тот служил скорее для того, чтобы кого-то похерить, тем самым возвеличив себя, чем пытаться что-то кому-то донести.
У нас сейчас один клуб, в котором можно организовать рок-сейшен, да и то со скрипом и «в минуса» (поверьте, знаю не понаслышке, как это всё происходило, происходит и, думаю, будет происходить). Да, я о Форте, в котором музыкальный клуб Финал в лице Толика Гулого –- это лишь периодический арендатор фортовского времени и пространства перед гоповскими дискотеками.
![]() |
Рок концерты заканчиваются в пол-девятого вечера, потому как в 22:00 начинается гопотека. Я х..ею, уважаемая редакция! :) Вам это покажется странным, но подумалось вот только сейчас, что даже драк гопни с нефорами на стыке когда рок-сейшн кончился, а гопотека не началась, не было. Может гдё кого и прессанули в переулке, но массовых побоищ на моей памяти не было. |
Вы скажете: «Но есть же и другие клубы». Да есть. Вот «Бомба» была (Царствие ей небесное). Пусть о покойных нельзя плохо, но как можно было называть клубом эту тесную комнатушку у чёрта на рогах?
![]() |
Находиться она фиг знает где, почти у черты города. И клуб -- это комнатка отсилы 20 квадратных метров |
КЛРР («Клуб Лабателей Русского Рока» на Пушкинской)? Немногим лучше, правда, я не припомню, чтобы там вообще что-то стоящее и масштабное на моей памяти происходило. «Черчилль?» Это бар, а не клуб. Он не на то рассчитан. Не на рок-концерты это точно. Вы там сцену видели? На ней только с блошиным цирком выступать. «Драйв»? Аналогично.
Вы скажете: «Уж какие есть! Есть где концерты проводить – и на том спасибо! И не такие времена видали». Хорошо. Но сколько народу приходит на эти концерты? На всяческие сейшена местных групп, заезших, на фестивали… Максимум 200 человек из которых процентов 30 – это сами музыканты, вписанные на них в список люди и приглашённые. 200!!! Ну, максимум 250 человек, хотя я такое помню очень давно. Вон Панк-Вторжения типичный тому пример. И это в городе, который не Нижние Буйки какие-то, а город с миллионами населения и богатейшей рок-историей.
А вы говорите: «Движение»!
Помните Задорнова? «Вот взять нашего человека. По отдельности – Менделеев и Кулибин в одном лице сидит и Ломоносовым погоняет, а все вместе – страна дураков». Так и здесь. Есть в нефорской среде люди, которые объяснят и растолкуют, какие идеи и принципы исповедует например блэк или панк-культура, но в целом…
Идея без действия –- ничто! А какое действие у нас? На той же Хоббитке, к примеру. Прийти, поздоровкаться, найти единомышленников-собутыльников, отовариться, укушаться, найти оппонентов, про3,14здеть очередную говнотёрку типа «А ты чё с ирокезом, панк что ли? У, мы, скины, вас, панков…»
![]() |
или «А! Привет, чё слушаешь? Это говно? Кто говно, я говно, да сам ты говно и … твой говно, вечно такую х..ню лабают». Короче вариации на тему |
Или обсудить, кто в кого сунул и как, кто кого от3,14здил и чем, кто с кем сколько выпил, и что творилось потом. Потом найти какого-то товарища (желательно одного) и толпой оттоптать ему е..ало, чтоб не казалось мало. Чё, не так чтоли? Или я давно на Хоббитке не был, а там всё резко к лучшему поменялось? Сомневаюсь. По-моему, напоминает некоторое другое Движение, которое «Гоп», даже если и не перепрыгнет. А вы «Идея, идея».
В чём идея-то? Носить косуху и блевать на площади? Или в метро маркером писать? Чтоб бабульки, которым платят копейки, это дело тряпкой по вечерам, когда метро закрыто, оттирали? Я это частенько наблюдаю, поверьте, бабулькам и без вас геммора хватает. Или идея в том, чтобы расх..ячить какой-то рекламный бокс с подсветкой, за который человек платит деньги? Свои, между прочим. А если к вам придут и телевизор рас..уячат за то, что вы там всякую по..бень смотрите? Не по..бень смотрите? Да не е..ёт это них..я и никого, равно как и вас не е..ало, когда бокс х..ячили.
А может идея в том, чтобы быть лузером и пьянью, оправдывая это какой-то мифической Идеей? Так это уже к социологам и психологам.
![]() |
Я не говорю обо всех. Есть нефора-талантливейшие люди с нормальным воспитанием и отсутствием склонности к 3,14здежу и стаканофилии, но их почему-то меньшинство, хотя раньше было наоборот. И с каждым годом всё меньше |
Идея в «Я неформал – мне всё можно!»??
В чём действие? Вот в той же Белоруссии движение намного сплочённей и сильней. И творчески более развито, чем у нас. И, кроме как в метро чёто писать, у них там ещё акции неповиновения, манифесты, оппозиционность, а у нас? Я не призываю всех на баррикады, но если ваша Идея Рок-бунтаря и нон-конформиста это декларирует... Почему же у них это есть, а у нас нету?
Почему Белорусский Панк звучит в Польше и Германии (и звучит к слову намного мощнее и не в пример качественнее, чем наш), а наш, украинский, и в родной-то стране не слышно, так попискивает, аки мыша раздавленная? Да и то, попискивает благодаря усилиям энтузиастов, а не Движению. Почему панка больше в «тоталитарной Белоруссии» (про Движение в России я вообще молчу)? А у нас? Или мы хуже?
Если вы думаете, что я зацикливаюсь на панке. Взять ту же Финляндию. Там групп дум-готик-блэк до 3,14зды и некоторые из них знает весь мир. Может у финнов генетическая склонность к тому, чтобы уметь играть doom или black лучше и больше? А может мы только и можем, что носить Прикид?
Неформалы здесь и сейчас уже не движение. Когда-то его можно было сравнить с вектором (впрочем, как и все движения вообще). Оно имело свою цель (направление вектора), имело свою силу (длина вектора). Сейчас ситуация в неформальной среде коренным образом отличается от той, которая была при существовании СССР. Сейчас у неформалов нет ни направления, ни особой силы. Они перестали быть вектором, потеряв саму суть движения, и превратились в отрезок (я бы даже сказал, обрезок). От них осталась лишь обвёртка, которая и до сих пор висит на нефорах цепями, феньками и купленными в секонд-хэндах китайскими косухами.
Я вот себя к нефорам не причисляю. Уже. Я не самоограничиваюсь в стилях музыки – я нахожу и слушаю лучшее из практически каждого стиля, будь то рок, рэп, нео-классика или трип-хоп. Я не ограничиваю себя в формах одежды – с одинаковым удовольствием могу носить косуху, берцы и цепь, но могу и кроссовки, широкие рэпперские штаны и кепку, а иногда и костюм ношу (и не с Барабашова, кстати, костюм). Это не играет роли, поскольку главное то, что у меня внутри. Судить о человеке по одежде тоже самое, что судить о картине по рамке. Глупо.
Я не анархист и не нон-конформист. Я хочу себя видеть в будущем человеком нормально обеспеченным, но не shopper’ом. Работать, но не быть трудоголиком и безмозглым винтиком в машине. Неформальство научило меня быть не таким как все, но когда я понял, что я нечто большее, чем прикид и звонкое слово «неформал», то я осознал, что я начинаю становиться этим самым «не таким как все». Оставив неформальство я стал бОльшим неформалом, чем когда либо. Парадоксально?
Намного важнее быть Человеком, Личностью, Индивидуальностью. Быть «не таким» не одеждой и музыкальными пристрастиями. Не бояться идти наперекор стереотипам и правилам, даже правилам неформальским. Намного важнее уметь творить и не быть серым. Может именно в этом и есть суть неформальства?...